НП "Учебный центр компьютерных технологий" (компьютерные курсы в Туле) - закрыто. О новом открытии будет сообщено дополнительно.
тел. 8-910-943-59-57 (личный Махрин Василий Викторович; МТС, основной,
с 8ч00 до 23ч00),   8 (915) 78-166-75 (запасной), 8 (910) 551-52-92 (запасной),    (4872) 37-15-13,    555-156. E-mail:   89109435957@mail.ru , scct-tula@ya.ru  , m79109435957@gmail.com , vas_vic@klax.tula.ru

 

  Вы можете собственными глазами увидеть качество преподавания на нашем канале в YouTube

 

Внимание конкурс! На нашем сайте запущен конкурс на РАЗУМНЫЙ комментарий и УДАЧНОЕ изображение. Не забудьте зарегистрироваться, а потом ещё и войти в систему!

Технология производства учебника или тортовый миллиметраж

Технология производства учебника или тортовый миллиметраж
Эпиграф 1. Юморист Задорнов примерно так: «Ну тупые! Соседка пылесосит. Пылесос никак не засосёт нитку. Так она сама эту нитку пылесосу подаёт, чтобы он в себя затянул. Ну тупые!» Хохот в зале.
Мне даже не ловко спросить, какая именно клининговая бригада убиралась у народного юмориста. У них что, на спецовках были специальные карманы для ниток и пыли, которую с первой попытки не взял пылесос?
Эпиграф 2. Примерно так: «Бриллиантовая моя! Ну Закон же гласит, что стать членом Гаражно-строительного кооператива может лишь собственник автомобиля! А если у Вас угнали автомобиль даже из-за того, что у Вас не было гаража, то Вы из членов ГСК выбываете автоматически». Т.е. проблема шила и мыла…
---
Вместо введения. И с ностальгией по советским передачам типа «Рабочий полдень». «Под самым потолком пищевого цеха, на недостижимой, сумасшедшей, практически заоблачной высоте (по меркам помещения, очевидно, прим. редактора) блестел и переливался хромированными частями Промышленный Дозатор, обеспечивающий правильную раскладку и эклеров, и вареников, и ватрушек, а при желании повелителя всего этого великолепия — инженера-технолога Ларисы Ивановны Б..., ещё и пельменей и чебуреков. Разнорабочий, одетый в чистый рыжик комбинензон, совсем ещё мальчик после школы, сказав просторечное: 'чикануться можно, как у нас всё автоматизировано', - подкатил тележку с не менее чем двумя центнерами муки и разом ухнул её из мешков в заборный бак технологической линии. Потом Лариса Ивановна, одетая в кипельно-белый халат и белоснежные, как у постового перчатки, нажала кнопку на пульте и процесс пошёл: загудели мешалки, делая первый замес, зашумели ленты конвейеров, передвигая полуфабрикат, стронулись с места податчики, упаковывая продукцию. Сотрудникам цеха оставалось только забирать коробки с готовой продукцией, на которой уже даже дата производства была проставлена аккуратно и чётко.
Уважаемая, редакция 'Рабочего полдня'! Передайте сотрудникам пищевого цеха №7... в том числе инженеру-технологу Ларисе Ивановне Б... и главному кондитеру... хорошую, добрую песню 'Прекрасное далёко'...»
Так или примерно так в советскую промышленную (её же ещё называли рабоче-крестьянской) литературу входило описание автоматизированных и автоматических производственных линий. И во всей огромной стране трудно было найти человека, который не слушал бы заинтересованно радиопередачи и не смотрел бы внимательно телетрансляции о внедрении роботизированных линий в пищевое производство. Ибо каждый верил: чем меньше будет людей при производстве продуктов питания — тем меньше будет… воровства и, следовательно, вкуснее будет еда купленная в универсамах.
Вот это, то есть способность заинтересовать читателя — первый и главный пункт в написании какой-либо учебно-методической литературы.
---
Часть 1. Непосредственно технология производства чего-то учебно-методического [пишу исключительно для тех, кто сам никогда не разрабатывал]. Итак, берём группу студентов/курсантов [в просторечьи - «часы»] по дисциплине, которую до нас никто не читал или по которой не существует устраивающих нас по качеству учебно-методических разработок..
Нам предлагают 3 пары [занятия] в неделю, но мы решаем не 'париться', а взять 2 [по 3 академических часа каждое]. Результат — в течении следующих нескольких месяцев, пока занимается эта группа, всю неделю [и каждую неделю], всё имеющееся свободное время мы сидим, вцепившись в компьютер, и разрабатываем методички для лекционных и практических занятий. При этом каждый раз, разработав очередную пару методичек, мы идём на занятия гордые: такой красоты, изящества и гениальности учебно-методической мысли никто ещё не делал, уверены мы. Но вот, придя с занятия, каждый раз смотришь на исчерканную замечаниями методичку и думаешь, что проще не переделывать, а сделать заново.
И так в среднем повторить 7 раз [то есть 7 переделок каждой из методичек с новыми потоками студентов-обучаемых]! Только седьмая переделка ВСЕГО КОМПЛЕКТА методичек более или менее удовлетворяет нас.
---
Часть 2. Знакомство с тонкостями требований издательства.
Тут нужно бы успокоиться, разместить методички в общий доступ, но обязательно кто-то подобьёт на издание подборки методичек по курсу книжечкой [причём не самопально в ClickBook'е, а профессионально — в издательстве]. Уверенные, что у нас то была УЖЕ семикратная переделка и достигнут hi-end мы явимся в издательство. Главный редактор довольный что именно его издательство получило новый материал прочитает его. Поскучнеет. И спросит: «Так рукопись у Вас ещё не получила Грифа от Совета по грифованию, уполномоченного Министерством образования? А Вы сверяли её хотя бы с действующим Паспортом Специальности» [то есть редактор говорит, что методички, например, по «Технологии владения офисными программами компьютера» для специальности, например, «Менеджмент» должны быть одни, а вот для специальности «Экономист» - совсем-совсем другие. Я не знаю кто до такого додумался, но это в РФ реализовано именно так, превращая производство Учебников в мелкосерийное производство].
Автор при этом рвёт на себе тельняшку и доказывает, что его творение — последнее слово для данной дисциплины вне зависимости от специальности. Что не сегодня, так завтра Совет по Грифованию просто ринется сам ставить гриф «Допущено» или даже «Рекомендовано». Что всё это — вопрос нескольких недель… и небольшого количества дипломатии.
Главред при этом поскучнеет: «Если вы хотите, чтобы мы издали Ваше творение в Вашем виде — то только за Ваш счёт.»
«А что такое???», - изумится автор. Оказывается есть СанПиН [санитарные нормы и правила], которому должна соответствовать учебно-методическая литература. Он включает в себя, например, ограничения на длину строки, выраженную в сантиметрах, в зависимости от применяемого в строке размера шрифта. При этом запланированный автором формат книги [в первую очередь её размер, чтобы иллюстрации были крупными и понятными] ну никак не укладывается в этот {… грязное матерное ругательство…} хм… набор правил. Нужно отказываться от чего-то: или делать размер шрифта много крупнее, но при этом безжалостно «резать» объём материала + делать все изображения такого маленького размера, чтобы они читались исключительно с лупой... или оставлять «воздух» в тексте + применять двуполосную вёрстку в сносках — но это же много более сложная вёрстка...мда.… и много более дорогая...
Пока автор будет выбирать между Сцилой и Харибдой Главред отправит его к техническому редактору на консультацию по поводу сложной вёрстки. Тот полистает рукопись, поскучнеет, и скажет, что рукопись с ТАКИМ большим количеством иллюстраций сверстать, конечно, можно. И не такое верстали. Но трудозатраты… И вероятность всевозможных ошибок-опечаток-искажений… Вы же не хотите, чтобы при вёрстке вашей замечательной книги вместо окна Текстового Процессора кто-то не искушённый в тонкостях вставил образ экрана с окном Текстового Редактора — и повторил свою ошибку на всю книгу? А не хочет ли сам многоуважаемый Автор всё это сверстать? А нам предоставить уже в виде сформированных, желательно, векторных изображений? Вот вам перечень требований издательства, который позволяет нашим книгам сохранить единый стиль.
Когда автор приедет из издательства, то он мысленно положит на одну чашу весов уже вроде бы выверенные методички + планируемый гонорар от многомиллионного издания [если удасться добыть грифы от ВСЕХ-ВСЕХ специальностей на эту дисциплину], а на другую — привезенные знания о требованиях СанПиНа + требования издательства. После этого автору [из тщеславия, наверное, так как добыть даже один гриф — это целая удача, а нужны — десятки…] захочется весом собственного пальца склонить весы в сторону издания.
---
Часть 3. Первоначальная вёрстка по издательским требованиям.
Вот с переделкой чего-то из вида методичек в вид книги всё вроде бы просто: нужно добыть ту или иную программу вёрстки [желательно бесплатно и лицензионно + и в версии посвежее, чтобы современные форматы поддерживала + с русским словарём]. При этом выбор программы нужно согласовывать с техническим редактором. К слову, тех.редакторов зачастую называют «Щуками», так как они тянут повозку издательских красот вниз, остужая словно ведром холодной воды всяческое новаторство и сообщая о всевозможных ограничениях типографского оборудования и резком росте трудозатрат и себестоимости издания для снятия таких ограничений.
Затем нужна Муза. Ибо выдержать такой объём работ по очередной переделке можно лишь из постоянно подпитываемого тщеславия.
Потом нужно ВРЕМЯ. Ибо если ходить на работу, потом встречаться с Музой, то останется время на перевёрстку исключительно с 0ч00 до 3ч00 утра. [Утром же ещё на работу — надо же где-то деньги зарабатывать, чтобы питаться, одеваться, платить коммунальные расходы и оплачивать прочие разности].
Когда всё будет свёрстано и распечатано [тут тоже ведь подводные камни ибо даже на обычном офисном принтере может плохо получаться то, что на экране монитора выглядело чудесно, чего уж тут говорить о типографском оборудовании] потребуется Первый Читатель. В результате кто-то из нашей семьи [у меня таким читателем обычно был мой отец] займётся вычитыванием вроде бы готовой книги.
В результате его пометок практически каждую строчку [в лучшем случае - страничку] нам предстоит переделать и может быть не по одному разу.
Эмпирически доказано, что от момента приезда из издательства с его требованиями и до того момента, когда у нас в руках будет вроде бы книжка, свёрстанная по этим требованиям пройдёт по одному дню в расчёте на каждую страницу книжки. Книжка 500 страниц, значит на качественную перевёрстку уйдёт в итоге 500 дней. Вроде бы можно ехать в издательство и заключать авторский договор.
---
Часть 4. Непосредственно издание. К этому моменту мы выясним, что если книжка была посвящена компьютерным наукам [условно 'информатике'], то за период перевёрстки выйдет [или будет разработчиком планироваться к выходу] принципиально новая версия всего программного обеспечения. Если книжка посвящена экономике — то поменяются стандарты Министерства Образования и/или Федеральные Законы, регулирующие соответствующий подраздел гражданско-правовых отношений. Оригинальнее всего если поменяются Паспорта Специальностей, под соответствие которым проходит грифование. С одной стороны в паспортах специальностей значащих слов всего 3-4, а всё остальное — это 'штампованная' [не хуже, чем у всех] конструкция, будто их автослиянием в Word сделали. Но вот если поменяются те самые значащие слова, то переделка будет очень-очень большой.
В результате в самом-самом лучшем случае нас будет ждать экстренная переделка каких-то изображений и переписывание заново каких-то глав. Но в этот момент со стороны издательства заработает если и не редактор, то как минимум корректор [которому добавят права редактора с формулировкой: дисциплина новая и редакторов-специалистов по ней в издательстве нет].
После работы корректора вроде бы вычитанная книга заиграет всеми цветами радуги: красным — все не доставленные запятые и явные опечатки, синим — все сомнения, зелёным — предложения по улучшению. И так далее. В общем увидев работу корректора и отспорив процентов 20 сомнений-предложений автор напишет на титульном листе книги «В ПЕЧАТЬ» и бегом умчится из издательства: «Да делайте с ней что хотите, только меня не трогайте!»
В общем месяцев через шесть от момента начала непосредственно издания можно будет уже ехать в издательство любоваться на вышедший из типографии сигнальный или даже авторский экземпляр.
Выводы по частям 1-4. Части 1-4 данной заметки всего лишь описывают то, сколько времени уходит, чтобы сделать качественный учебно-методический материал. И сколько, чтобы переделать его под требования издательства в условиях сложившейся системы грифования и СанПиНов. И сколько — чтобы издать первый тираж.
---
Часть 5. Кто-то думает, что работа над книгой закончилась? Да как бы не так! Ведь на ней же чётко написано, что это «первый завод» [то есть пробный тираж, ждущий предложений по доработке от массового читателя]. А все помнят, что у нас чуть ли не каждый месяц идут по Интернету волны вида: «Я взял учебник по дисциплине {...} за, например, Первый класс. Открыл задачу на такой-то странице и прочитал следующий маразм-бред-смешное […]». И дальше раздаётся громкий счастливый смех над очередным горе-автором-разработчиком-коллективом авторов.

А кто же из нормальных авторов хочет попадать в унизительную ситуацию? Становится посмешищем? Жевать свой галстук?

Яркий пример. Есть в электронных таблицах Microsoft Excel / LibreOffice Calc такая тема - «Построение диаграмм». Соответственно, чтобы строить диаграмму-пирог [круговую] нужна какая-то задача для обучаемых. Попробуем сформулировать такую задачу понятную для всех.
У меня такая задача называлась «Торт-Карлуша». Пусть мы едем к родне на праздник и у нас стоит ответственнейшая задача — купить большой круглый торт. Мы бегали-бегали по всему городу, а в результате два члена семьи независимо друг от друга купили такие замечательные бисквитные торты пропитанные дорогим коньяком  и с завитушками-розочками. Поняв, что торты удвоились, мы решаем чуть меньший торт… продать.  Но оказывается никому не нужен ТАКОЙ большой торт и его нужно бы разрезать на две половинки [или в иной пропорции, как договорятся наши соседи-покупатели]. Задача — построить диаграмму выделения из торта куска его покупателю.
Вроде бы просто задача, а у меня две дамы-кондитера чуть не подрались [и занятие вести было не возможно], так как одна уверяла что в бытовых условиях никому ещё не удавалось точно разрезать круглый торт напополам, особенно если на нём окажется нечётное количество розочек. А другая склонялась к тому, что даже бытовые металлические подносы с завитушками позволят решить эту задачу.
Хорошо — нашёлся «рояль-в-кустах» в виде наладчика оборудования с кондитерской фабрики и вообще доброго малого Женька, который помирил их со ссылками на ГОСТ, допускающий погрешности при делении неделимого. Со специалистом, который настраивает дозаторы пищевой промышленности, как я понял, спорят только рехнувшиеся на всю голову кондитеры.
То есть получилось, что задача имеет изъян, так как решая её лёгко отвлечься на то, на что внимание обучаемый обращать бы не должен. И, соответственно, ход занятия нарушается.
Результат. Задача «Торт-Карлуша» заменяется на задачу «Доли акционеров»: пусть у Иванова 90% акций, у Петрова 7%, у Сидорова 2,5%, у членов трудового коллектива 0,5%. Построить диаграмму-пирог. Учесть, что количество акций у основных акционеров может меняться. Все уже поняли, чем закончится решение ТАКОЙ задачи на занятиях в РФ?
То есть с задачами с делением [в том числе на круговых диаграммах] чего бы то ни было «по-братски», «по-справедливости», «поровну» всегда возникают проблемы. И задачи с этим связанные несут в себе угрозу нарушения нормального хода обучения.
---
Часть 6. Попробуем ещё поизобретать задачку без-острых-углов хотя бы для столбчатых диаграмм. Назовём её «Молочные Столбы». Пусть дети в столовой турбазы получают достаточное количество продуктов питания и по вечерам есть ещё что-то, тем более пить молоко не хотят. Но у взрослых мечта — попоить их деревенским молоком. Детей нужно заинтересовать. В результате опытнейшим педагогом-методистом изобретается игра: когда приходим в деревню и покупаем парное молоко [не важно — поллитра, литр и т. д. на каждого], то… молоко пить нельзя. По крайне мере до тех пор, пока не выйдем за пределы деревни. И там тоже пить молоко... нельзя до тех пор, пока не дойдём до следующего электрического СТОЛБА. Вот у столба то и можно сделать несколько глотков. Побеждает тот, кто рассчитает глотки на банку точно так, чтобы закончить его пить у последнего столба у турбазы. Соответственно, глотки сделанные каждым у каждого столба изобразить на диаграмме. Учесть, что у одного — большие глотки, а у другого — маленькие. И у каждого своего размера банки.
Знаете, во что вполне взрослые ученицы вцепились? «А на банках нет рисок — где поллитра, где литр... Доярка может перелить или недолить... А если желающих придёт слишком много и доярка коровы Милки продаст не парное молоко, а вместе с подогретым вчерашним? А если подснимет молоко сепаратором? А если втюхает ещё и соседское? А если зачерпнёт воды из речки?…»
---
Выводы по частям 5 и 6. Всё. Алес капут. Записываем: пусть Икс равно… Пусть Игрэк равно...
---
Ссылки.
1. Фильм «Гараж»  https://ru.wikipedia.org/wiki/Гараж_(фильм,_1979)
2. Видео: Михаил Ефремов получил тортом в лицо. https://rg.ru/2018/11/10/video-mihail-efremov-poluchil-tortom-v-lico.html
3. «Малыш и Карлсон съели Торт» http://tula-it.ru/node/513
4. «Что осталось от бизнес-империи Березовского и Патаркацишвили» Вилла на Ривьере, молокозаводы на Балканах, ночной клуб в Нью-Йорке и другое имущество Березовского и родственников его покойного делового партнера Патаркацишвили http://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/124240-chto-ostalos-ot-biznes-imperii-berezovskogo-i-patarkatsishvili-glavnye-akt
---
И ещё литературные экспромты:
11. «Рецепты кладоискателей» [об эпохе представления о продуктах питания не как о технологическом процессе обработки полуфабрикатов] http://tula-it.ru/node/1293
12. «Лохмадра или посвящение в Буровики» о времени, когда человекообразный робот — был фантастикой далёкого будущего http://tula-it.ru/node/1297
13. «Бычок, плевок и роботы» http://tula-it.ru/node/611 "Робот? В пищевую промышленность? Так это же решит все проблемы!" http://tula-it.ru/comment/5033#comment-5033 об уже современной мечте: если полицейского заменить роботом, то наступит, наконец порядок [примерно, как советская мечта, что роботы котлеты и колбасу начнут делать из мяса, в отличии от воров-людей]

14. "Задача разработки Искусственного Интеллекта и Проверяемой Философии в свете договора о РСМД" http://tula-it.ru/node/1295 "Оценим научность статистическими (наукометрическими) методами или день, когда закончились показатели индексов научного цитирования" http://tula-it.ru/comment/4998#comment-4998

Постоянный адрес http://tula-it.ru/node/1296

Комментарии

Почему учебник [и учёба, вообще] - это вымирающее нечто: "Незаменимый Тяп-Ляп" http://tula-it.ru/node/130

up
0 users have voted.

*

up
0 users have voted.

Добавить комментарий

Простой

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p> <div> <i> <b>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот блок предназначен для защиты от спамеров. Пожалуйста, наберите текст, который Вы видите на картинке.